Экологический воспроизводственный реабилитационный комплекс Ромашка

Сироты поневоле

Весна, майские праздники, началось...! Народ выехал на дачи. Покопаться в земле, а после трудового дня – побродить по весеннему лесу, поесть шашлычков, вздохнуть полной грудью свежего, теплого воздуха и…. сделать «доброе» дело…., подобрать несчастных, покинутых, заблудившихся совят! А как же еще. Сидят несчастные на земле или на веточках, низко так над землей, пищат жалобно, все в пуху еще, летают плохо и родителей нигде не видно, одни одинешеньки они в этом лесу, полном опасностей и врагов. Ну до чего же им повезло, что мы их нашли. Теперь они не останутся сиротами, никто их не съест. Будут они жить в московской квартире, сидеть у нас на руках, мы их будем гладить, любить, кормить фаршем, котлетами, сосисками, да и друзья обзавидуются, когда увидят такую прелесть у нас дома… Именно так рассуждают люди, поймавшие маленького совенка в лесу. И невдомек им, что рождаются совята не одновременно. Яйца совы откладывают через день, соответственно так же вылупляются и совята. Это предусмотрено природой специально, для того чтобы у родителей была возможность выкормить всех совят. Попробуй, накорми одновременно такую ораву мышами, которых к тому же приходится разрывать на кусочки, пока совята маленькие. А так, во-первых, старшие совята греют младших, что дает возможность охотиться обоим родителям, во-вторых, подросшие совята уже сами заглатывают мышей целиком, а в-третьих, старшие птенцы покидают гнездо раньше, хотя еще плохо летают. Вне гнезда их несколько дней докармливают родители, но и сами они уже пробуют охотиться на лягушек, а вскоре переходят и на мышей. Это дает возможность совам выкормить и воспитать по 5-7 птенцов.

И вот совенок уже пойман (благо, летает плохо), посажен в коробку, и возвращаемся мы из леса с таким чудесным сувениром. Вот мы и дома! Так, с чего же начать? Для начала надо его посадить куда-то. Если есть клетка, то, конечно, в нее. Если нет, то посидит пока в коробке до завтра. А уж завтра мы купим ему все. И клетку, и качели, и зеркальце, и даже мышь игрушечную, чтобы жил не скучал. А вот накормить надо сегодня. Что у нас там в холодильнике? А, сосиски…, мясо еще мороженное. Все ему сейчас выложим на блюдечке с голубой каемочкой. Только почему-то не ест он. Таращится на вас своими огромными, грустными глазами, щелкает клювом, еще и лапой норовит ударить. Есть, попал… Когти-то какие… Полпальца проткнул. Ладно, не хочешь – не ешь. Поголодаешь до завтра, сговорчивей будешь. Ну вот, все сделано, можно заняться и своими делами, да и спать пора, устали мы от дачных дел. Только вот почему-то, удобно устроившись в постели, заснуть не можем. И чего это нашему новому питомцу не спится? Бьется в коробке или в клетке, пищит так резко, призывно и совсем не мелодично, как казалось там в лесу. А громко-то как! Да, так не уснуть. Надо отнести его на кухню или в ванную. Потом, конечно, все образуется, привыкнет… Но почему-то не привыкает совенок ни завтра, ни послезавтра. Сидит днем грустный, не ест, а ночью бьется, кричит. Вот уже и перья совсем некрасивые стали, оббитые все какие-то, потрепанные. Вот уже и глаза широко не открывает – сидит с прищуренным потухшим взором, и качает его. А грязи-то. Такой маленький, а все загадил, сам перепачкался и все вокруг.

Ну все, пора его куда-то пристраивать. Куда же его деть… А, в зоопарк, то-то они будут рады, получив такой подарок. Они-то его там обязательно выкормят, вырастят, а мы будем ходить в зоопарк, любоваться им и всем рассказывать, что это мы его спасли от неминуемой гибели, да еще и зоопарку подарили. Только как же ошибаются эти горе-любители. За сезон в зоопарк приносят более восьмидесяти совят, из которых действительно нуждаются в помощи (попавшие под выстрел, поклеванные воронами, со сломанными крыльями) всего-то 15-20 процентов. А остальных – здоровыми и жизнеспособными просто украли из природы. Почему-то никому не придет в голову зайти в гости и просто так взять все, что понравится. Не придет в голову взрослым дядям и тетям взять и ребенка лет пяти, гуляющего на улице без родителей (вдруг он тоже потерялся), однако совершенно спокойно можно забрать птенцов и зверят из леса, просто украв их у родителей, лишить их права на нормальное существование, а в большинстве – права и на жизнь.

Так вот, сотрудники зоопарка не только не приходят в восторг от такого подарка, а просто хватаются за голову, чем же прокормить такую ораву незапланированных питомцев. Ведь бюджет зоопарка не резиновый, каждое животное находится на учете, имеет свой рацион и, следовательно, для прокорма незапланированных «подарков» приходится отнимать часть корма у основных постояльцев зоопарка. Нет в зоопарке и возможности подготавливать птенцов для возвращения в природу. Вот и забираем мы всю эту ораву кричащих, пищащих, а чаще уже молчащих (те, которых подержали у себя подольше горе-любители, да еще колбаской насильно накормили) птенцов. Везем мы их в Тверскую губернию, где вдали от шума города и любопытных глаз и стараемся выкормить, вырастить, вылечить, а порой и вернуть почти с «того света» этих заложников чьих-то бездумных поступков, цена которых – жизнь, чтобы в дальнейшем возможно большую их часть вернуть в природу. Взять в природе птицу – мгновение, а вот на то, чтобы подготовить ее, научить ловить добычу, остерегаться врагов, а самое главное – бояться человека, своего главного врага, уходит два-три месяца. А каковы затраты! Попробуйте-ка прокормить даже одного совенка, которому требуется две-восемь (в зависимости от вида и возраста) мышей в день. Ведь кормить-то приходится именно ими, а не мясом. Во-первых, потому, что от мяса, даже обваленного в перьях и посыпанного мясокостной мукой, у сов весьма быстро развивается авитаминоз, а во-вторых, должны они получать именно ту пищу, которой предстоит питаться им в природе, а, как известно, антрекоты в лесу не валяются и куриные окорочка на ветвях не висят.

Вторая трудность заключается в том, что для всех этих птенцов требуется помещение. Ведь на маленькой территории даже хорошо выкормленные совы имеют склонность к каннибализму, то есть поедают своих собратьев, тех, которые послабее или имеют физические недостатки.

Ну и, конечно, процесс обучения. Сначала надо добиться, чтобы совенок просто ел. Некоторых из них, особенно слабых, приходится кормить насильно. Есть покладистые, а есть ух какие. Ты ему кусок в рот, а он обратно. Намучаешься с таким упрямцем, а ведь он не один. Но вот наконец-то все едят сами спустя две-три недели, но едят добычу не целиком, а кусочками, как кормили их родители. Следующий этап – заставить их есть мышей целиком. Тут тоже приходиться попотеть. Некоторые совята просто не могут понять, что это лежит перед ними, такое мохнатое, и где же тут мясо. Но вот и этот барьер преодолен, и наступает самый ответственный момент. Можно сказать, экзамен. Кто поймает живую добычу – тот сдал экзамен на право жить на воле. Из общего числа совят таких процентов пятьдесят. Вот они-то и будут выпущены на волю, чтобы еще раз попытаться ощутить себя «рожденными свободными». Всех же остальных ждет жизнь в неволе. Часть из них остается у нас, этим еще повезло. Их будут правильно кормить, постараются подобрать пару для дальнейшего размножения, возможно, их удастся выпустить через год.

А вот таким, которые категорически не хотят ловить добычу, имеют различные травмы или очень привязаны к людям, – путь в живые уголки или же в дома к любителям, и жизнь их обычно недолгая.

Но человек, беря в дом сову, даже ту, которая не может жить на воле, должен все хорошо взвесить и обдумать. Конечно, ручная сова в доме принесет много радости. Она очень привязана к человеку, летает за хозяином, сидит у него на плече, строит уморительные рожицы и в общении совсем не хуже других птиц. Но в тоже время, всегда надо помнить, что сова – ночное животное. Она спокойно сидит днем на одном месте, но ночью ей нужны движения. Значит надо ей предоставить либо большой вольер, либо выпускать ее летать по комнате. Но сова – это не собака, которая дела делает на улице, и не кошка, у которой на этот случай есть свой лоток. Сова делает свои дела там, где пролетает или где сядет, да и помет у нее не как у зерноядной птицы. Так что не забывайте учитывать и эту проблему. Готовы ли вы каждый день оттирать с мебели, пола, ковров все следы, оставленные вашей любимицей после ночи свободы?

Также совсем нешуточное дело – кормление. Мы уже говорили, что мясо совершенно не подходит для кормления сов. На мясе сова долго не протянет. Следовательно, как минимум, три-четыре раза в неделю ей нужны мыши, крысы. Помимо финансовых проблем – каждая мышка, крыска стоят очень недешево – тут еще проблема нравственная. Мышей продают живыми. Сумеете ли вы убить ее, чтобы покормить свою совушку. А, может, лучше в своем живом уголке держать эту самую мышку, крыску. С ними и проблем поменьше, и они, как и всякое ручное животное, принесут немало приятных минут своему хозяину.

Мы знаем единичные случаи, когда людям удается правильно содержать сов в квартирах, но тут уж вы должны настолько любить птицу, чтобы закрывать глаза на все неудобства и затраты, связанные с ее содержанием. Как правило же, рано или поздно, сов либо отдают, либо они заканчивают свою жизнь от несчастного случая. Наша знакомая нашла совсем крохотного совенка ушастой совы, вытащенного из гнезда вороной, выкормила его по всем правилам, так что он превратился в великолепную птицу – перышко к перышку (кстати, кормила она его в основном мышами, добавляя лишь куриное сердце и печенку). Держала его вольно в комнате. Был он ручной абсолютно и обожал свою хозяйку, которая ни в чем ему не отказывала. Но и этот совенок не прожил долго. Перелетая за хозяйкой из комнаты в комнату, он попал под закрывающуюся дверь. Результат – море слез и желание скорее взять следующую сову. А следующая сова была уже подрощенной. Ручной она не стала. Кусалась и царапалась не хуже кошки, а в квартире наводила такой бардак, что пришлось выселить ее на лоджию, где она спустя месяц скончалась, разбившись о стекло. Правда, этот случай навсегда отбил желание у нашей знакомой держать в неволе сов.

Что же мы хотим сказать в заключение? Все то же, что уже сказано-пересказано и в прессе, и по радио, и на телевидении. Вы гость в лесу и не хватайте в чужом доме то, что, по вашему мнению, «плохо лежит». Понаблюдайте за найденным совенком, да и то издалека, чтобы не привлечь к нему внимания ворон, полюбуйтесь как на хорошую картину в доме ваших друзей и идите дальше. Подумайте, что из-за вашего минутного желания взять домой совенка на вашей совести будет его загубленная ЖИЗНЬ!

Яна и Алексей Мурашовы

Рейтинг@Mail.ru